Антропология культурных репрезентаций
Каждый раз, когда начинаешь новый проект этап выбора правильного источника представляется нам, как одно из самых важных дел. Так при изучении русского костюма 19-20 века для московского бренда ФЕОДОРА.Москва стало самой ценной и полезной информацией не красиво декоративные картинки и не пышные альбомы с фотографиями мизансценами, а довольно скромное повторное издание 2012 года (Пармóн Ф.М. «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества»: Моногр.-М.: Легпромбытиздат, 1994/ переиздано Издательством В. Шевчук, 2012 г). В книге приведены исследования русского народного костюма из экспедиций 1965 года под руководством Фёдора Максимовича Пармóна. Именно вооружившись этой книгой, которая стала для нас хрестоматийной мы начинали погружение в смыслы русской одежды, её происхождение и конструкцию, крой и отделку. Здесь наиболее важно отметить, что опубликованные антропологические исследования русского костюма, проделанные Фёдором Максимовичем сразу поразили своей осведомлённостью и точностью, конечно дело в том, что Фёдор Максимович Пармóн был специалистом высочайшего уровня из его биографии мы узнаём, что он закончил Московский государственный текстильный институт, где впоследствии и до своей смерти возглавлял кафедру спецкомпозиции (Дизайн одежды). Соответственно, Фёдор Максимович был знаком с тем, как кроится, сшивается и декорируется одежда, поэтому передавал своему читателю информацию наиболее осведомлённым путём для этой цели им была выбрана методика в виде технических рисунков в манере отрисованной визуализации. И именно эти технические рисунки и зарисовки-конструкции оказались наиболее ценным материалом и востребованы будущим поколением. Спустя десятилетия, его труды полезны, а значит и то, что поставленная перед ним задача, так во вступлении к книге можно прочесть: «Для научных и творческих работников, занимающихся художественным проектированием костюма». – сегодня мы можем сделать вывод, что с этой задачей автор справился сполна.
И именно этот факт, что отрисованные художественные конструкции народного костюма, зафиксированные от руки оказались наиболее полезны в передаче информации будущим поколениям для нас является наиболее любопытным. Даже, можно сказать, что - это крайне важный вывод, который идёт наперекор с навязанным нам убеждением и идеологией обязательного научного прогресса и новшеств во всех сферах - «Сегодня, в век цифровых технологий, рисунок как метод фиксации увиденного социальными антропологами/этнографами практически не используется»[1]. Так получается, что метод фотографирования, который был внедрён для исследования этнографии и антропологии « При этом современный инструментарий включает в себя фотографию, кино и видео» (научная статья « Антропология культурных репрезентаций» М.Ю. Мартыновой в Вестнике антропологии за 2023 г.) никак не смог заменить технический рисунок, при условии конечно, что этот рисунок выполнен осведомлённым подготовленным специалистом, как это было с случае Ф.М.Пармóна.
Ведь именно ознакомившись с конструкциями Ф.М. Пармóна мы смогли понять пред-историю и секрет русского костюма и описанный им русский безотходный крой, который оказался в практическом применении крайне важен, это негласный закон, своеобразная основа. Без этих знаний можно сделать только бутафорию. Безотходный крой с момента основания бренда в 2014 году в основе всех наших коллекций ФЕОДОРА.Москва мы смогли его запустить в производство и проектировать современную моду основанную на традициях русского народного костюма. Смотрите витрину нашего интернет-магазина.
[1] научная статья « Антропология культурных репрезентаций» М.Ю. Мартыновой в Вестнике антропологии за 2023 г.
Скачать пдф Пармон Ф.М. «Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества»