Чакширы – балканские бэгги-брюки с обтягивающими, зауженными гетрами
С февраля по май 2025 года мы работали над проектом, который начался с исследования балканских бэгги-брюк «Чакширы» из коллекции сербского частного коллекционера Желько Утвар. Этот проект получился довольно обширным и далеко идущим. Отправной точкой, конечно стало изучения настоящих образцов 19 века, у нас было целых три образца, которые мы изучили для того, чтобы понять логику кроя и экономическую сторону безотходного кроя, последовательность сборки и технологию отделки. Особенность кроя состояла в основном в объёме мотни и крайней зауженности самих брючен к низу, и конечно-же подчёркнутая декоративная отделка. Коллекционер Желько Утвар сразу нам пояснил, что этот тип брюк шился, в основном на Балканах, для наездников.
При сборе информации и походам по музейным и этнографическим библиотекам Белграда мы совершенно были сбиты с толку, потому, что главным образом смущало то, что сербские издания публиковали классический крой, который никак не мог быть похож на исторический крой, который мы самостоятельно обнаружили при изучении исторических образцов. Стало понятным, что для последующих презентаций и конференций не стоит использовать иллюстративный материал кроя из библиотек, который заводил в заблуждение , и, возможно, нужно будет только использовать фотографический материал. Но к сожалению исторические чёрно-белые фото конца 19-го века были также не высокого качества и не достаточно точно показывали особенность этих крайне своеобразных мужских брюк Чакшир. Я поделилась своими размышлениями и опасениями с коллекционером одежды Желько, который мне напомнил о выдающемся специалисте работающем на Балканах в первой половине 20 века, этнографе Ольге…Ольге Бенсон! (уроженка Российской Империи, в девичестве Ольга Казанцева).
Ольга Бенсон работала, как художник-фольклорист в этнографических музеях Югославии в период с 1925-1950 года сначала в Скопье (сегодня Северная Македония), а затем в Белграде (сегодня столица Сербии). Итак, только сравнивая оригиналы брюк 19-го века с визуальными исследованиями Ольги Бенсон, мы пришли неожиданно для себя к выводу, что квалификация Ольги Бенсон была как раз самая верная для передачи не искажённых знаний будущим поколениям. Ознакомившись с её биографией мы сразу узнаём, что она родилась в Маргелане! А для специалистов это означает - город, который славится своими мастерскими пёстрых, шёлковых икатов (долина Фергана, на территории современного Узбекистана). Получается, что Ольга с детства была погружена в мир ярких красок шёлковых и хлопковых одежд, всё это по всей видимости и пробудило в ней желание стать художником-фольклористом. Ольга Веньяминовна училась живописи и рисунку и в 1913 году закончила Смольный институт в Санкт-Петербурге.
С удовольствием приводим рисунки из исследований художника-фольклориста Ольги Бенсон и ещё раз делаем вывод о высоком значении визуальной реконструкции костюма проделанного именно специалистом в области кроя и текстиля, как достойного источника для современного дизайна.
Можем также добавить, что эти исследования легли в основу курса для студентов факультета дизайна-одежды в Академии Текстиля и Технологии в Белграде (АТУСС - Белград), нам удалось провести целый курс, где задача была поставлена создать Новую Современную версию Чакшир для будущего пост-индустриального общества, в соответствии с этическими требованиями:
- Безотходного Кроя (ФЕОДОРА.Москва)
- Натурального Окраса (Бильяна Каровска)
- Результаты будут показаны на Недели Моды в Белграде во вторник 20 мая 2025г в 18ч. В культурном центре Силоси.
Следите за обновлениями.
Иллюстрации: книга Ольга Бенсон изданная Сану, рисунки балканского костюма художника-фольклориста Ольги Бенсон.