ИСТОРИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ ЭСТЕТИКИ В ОДЕЖДЕ

Раздел Эстетики_Pars Occidentalis_Pars OrientisГеографический Раздел эстетики произошёл в 395 году, когда Римская Империя разделилась на Западную и Восточную Части. 

Иллюстрация 1 - Для иллюстрации использована карта 1709 года под названием: "Римская Империя и Варвары",  выполненная Гийомом Делилем, французским картографом, членом Парижской Академии Наук, известным в конце 17-го и начале 18-го века своими уточнёнными картами Европы и Америки. ("Theatrum Historicum tum Imperii Romani tum Barbarum. Guillemo de l'Isle e Regia Scientiarum Academia, Paris 1709").

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗДЕЛЕ ЭСТЕТИКИ В ОДЕЖДЕ 

На первый взгляд - чушь, и причем тут одежда? Но тема самобытности одежды настолько серьёзна, что речь идёт о визуальных признаках сохранения или распада цивилизации. Старая мудрость гласит: "Народ имеет право на существование на столь долго, насколько он сохраняет свою самобытность." ("Les peuples vivent aussi longtemps qu'il leur plait selon le mode de vie qui leur convient).

Вся история состоит из таких примеров. К примеру, древние греки, почитающие культуру "слова и жеста", веками драпировались в свои хитоны, почитая бороду, чем координально отличались от своих завистливых последователей - гладко выбритых римлян, одевавшихся в значительно упрощённый вариант одежды - тунику. В свою очередь, в Афинах, а затем в Риме до того момента, пока эти античные цивилизации сохраняли свою самобытность, считали раскроенную одежду персов и варваров вульгарной и шокирующейнапомним под варварами в Римской Империи подразумевались чужестранцы, проживающие к северу от Лимеса (граница, линия укреплений Римской Империи). К ним относились кельтские и славянские племена, и, конечно же, германские, под натиском которых Римская Империя пала в 476 года V-го века.

ЭСТЕТИКА ЗАПАДНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ.

Но до этого момента произошло принципиальное событие, определившее последующее развитие эстетических территориальных особенностей. В 395 году Римская Империя разделилась на Западную и Восточную части. Это произошло сразу после смерти Феодосия I Великого. Таким образом, сын Феодосия I Великого Император Гонорий стал первым императором латинской Западной части (Pars Occidentalis), он ввёл запрет на ношение "варварской одежды", под этим подразумевались: меховые накидки с капюшоном, которые были из шкур животных, где голова убитого животного выскабливалась и одевалась воином на голову как капюшон, а шкура укрывала его спину и плечи. Германские и кельтские племена носили в античности брюки «брэ» (фр.braies), которые имели вид широких штанов длиной до икр из льна или кожи, поверх эти штаны тщательно бинтовались портянками. Портянки бинтовались от ступни до колена и выше. Одежда эта имела самое практическое объяснение, когда мы представляем себе непроходимые леса северных территорий и крайне болотистую местность, что и объясняет наличие портянок. Промочил ноги, перебинтовал ступни ног мокрым концом ткани вверх - и продолжил поход. При этом в Римской Империи варварскую одежду совсем не жаловали. Западная Часть Римской Империи во главе с Гонорием отчаянно боролась со всеми проявлениями варварской одежды. К примеру, в 397 году варварская одежда конфисковывалась, а её хозяева высылались за пределы Западной Римской империи. Эти запреты ни к чему не привели,так как уже в 410-м году варвары и их предводитель Аларих осадил Рим. Кстати сказать, варварские набеги продолжались с упорством и всерьёз. Вмести с воинами шли возы с жёнами, детьми и рабами, они требовали себе более благоприятные и плодородные южные земли для расселения. 4 сентября 476 года считается годом падения Западной Римской Империи. В чём материально это было выражено? Предводитель очередного германского племени скиров Одоакр отстраняет малолетнего Ромула Августула и в знак того, что Западная Римская Империя была взята и пала, высылает все знаки императорских регалий: пурпурную мантию и диадему в Константинополь, Императору Восточной Римской Империи Зенону. Но в 493 году остготы провозглашают своим королём Теодориха. Он становится приемником Одоакра. В 489 году Теодорих  завоёвывает весь Апеннинский полуостров и Сицилию и ещё до взятия Равенны сенат признаёт его власть. И что же мы видим? В 490 году сенатор Фест отправляется в Константинополь к императору Зенону с просьбой прислать Теодориху императорские регалии Западной Части. Лишь в 497 году, императором Восточного Рима Анастасием, после долгих и трудных переговоров из Константинополя в Равенну на хранение были высланы регалии императора Запада - пурпурная мантия и диадема. Теодорих с удовольствием переодевается и присваивает себе все знаки отличия римского императора, хотя  Анастасий даровал ему лишь титул римского патриция при сохранении её принадлежности империи, которая политически была фиктивной, но давала защиту местному православному населению страны. И всё же в 507 году в Риме чеканится монета, где на аверсе изображён сам Теодорих в императорском римском панцире и плаще, держащий державу с Викторией. Надпись гласит: Rex Theodoricus Pius princis (Латинский титул rex означает король, правитель, монарх). Северные племена под общим названием "германские", а это и франки и вандалы и бургунды, наконец-то занимают более благоприятные южные земли и вслед за Теодорихом романизируются.

2024_Германские племена осаждают Рим_панно ФЕОДОРА_410

Иллюстрация 2 - Для иллюстрации использованы следующие материалы, слева направо: 1) Портрет Алариха I, вождя вестготов 2) Смерть Алариха I в 410 г. и церемония его похорон на дне реки Бусенто, литография 1895 года. 3) Карта перемещения германских племён с севера на юг Европы в IV веке с элементами нахождения границ Лимеса, укреплённого рубежа Римской Империи. 4) Аверс золотой монеты тремисс 507 года, где бывший король остготов из рода Амалов Теодорих показан в императорском римском панцире и плаще, держащим державу с Викторией. 5) Переговоры между Флавием Стилихоном, полководцем Римской империи и Аларихом, королём вестготов в 402 году. В следствии этих переговоров, вестготам разрешалось расселиться в районе реки Савы. 6) Золотой Солид с изображением императора Флавия Гонория Августа 395 - 423 гг н.э., Западная Римская империя, Равенна. 7) Диптих из слоновой кости консула Флавия Аниция Петрония Проба (лат. Flavius Anicius Petronius Probus) — римского государственного деятеля, который был ревностным христианином, который держит знамя с надписью "In Nomine Christi Vincas Semper"(приблизительно: "Во имя Христа, всегда победишь!"), 406 год.  8). Фла́вий Гоно́рий А́вгуст (лат. Flavius Honorius Augustus, 384—423), первый западно-римский император после окончательного разделения империи на Западную и Восточную, сын императора Феодосия, мраморная скульптура, 4 век.

После раздела Римской Империи на Восточную и Западную части западноевропейские страны унаследовали именно римскую эстетику Pars Occidentalis. Эта эстетика  идёт от моды на гладко бритые лица западной части Римской Империи, своеобразную помесь практичности римской туники и динамичных варварских одежд германских племён, тёмных насыщенных цветов, таких, как коричневый, зелёный или синий вайды или блёклых нестойких цветов c редкими восточными акцентами, в основном в аксессуарах знати, таких, как персидская корона. С 15 века любовь к прекрасным восточным тканям и с 17-го века к индийским тканям. Также западноевропейскими странами была унаследована своеобразная культура и лихая жизненная позиция, где присвоение себе всех богатств является нормой, как девиз «Пришёл, увидел, победил!».

ЭСТЕТИКА ВОСТОЧНОЙ РИМСКОЙ ИМПЕРИИ

Восточная-же часть была основана в 330 году на остатках древнего города «Византий», где царь Константин Великий основал «Константинополь», где, как известно, он сделал христианство государственной религией. Империя эта именовалась с первого дня "Восточной частью Римской Империи" (Pars Orientalis), а жители именовали себя ромеями. На территории Восточной Римской Империи преобладала именно греческая античная культура, а не римская. Начиная с VI-века греческий язык стал официальным языком Ромеи. Примечательно, что термин Византия, который мы употребляем в обиходе сегодня был введён намного позже в XVII-м веке немецким учёным и как нам думается, не без заднего умысла и возможно, чтобы убрать причастность и связь с римской империей для всех народов и жителей восточной Европы.

Карта Раздела Римской Империи на Восточную_Pars Orientalis и Западную_Pars Occidentalis 395 год Иллюстрация 3 - Карта Раздела Римской Империи на Восточную (Pars Orientalis) и Западную (Pars Occidentalis) 395 год.

Эстетика Восточной Части Римской Империи со временем значительно стала отличаться от Западной. Константинополь — это были двери, открытые на Восток, туда к несметным богатствам, буйству цветов, запаху пряностей. Всё это ощущение могущества и красоты природы обогатило и костюм. Христианские целомудренные длинные облачения преображали ромеев. Они были выполнены в многочисленных текстильных техниках смесового ткачества и в насыщенных цветах. В обиходе были художественно сотканные христианские мотивы, неведанная ранее техника бурского многоцветного объёмного бархата, а уже с 6-го века в Константинополе ткали и шёлковые ткани. Тяжесть облачения приветствовалась, в ней не было ни на йоту лихой пиратской динамики, свойственной Западной Части. Византийский костюм как-бы «врастал в землю». Этот костюм был создан по другим законам, в нём не было понятия времени, линеарного понятия, свойственного западной культуре. Византийский костюм был вне времени, словно обратная перспектива икон. Вся материя, из чего создавался костюм, славила создателя и божественное начало. Образ костюма утвердился примерно к 5-му веку н.э. и практически не менялся тысячу лет до последнего столетия существования Ромеи. И только под самый конец 14-го века отмечается значительное турецкое влияние в элитах Византии, как об этом свидетельствует изображение Логофета Феодора Метохита XIV века.  Сразу-же это отражается и в костюме - в моду вошли тюрбаны. И вот уже османы захватывают стратегическую крепость Йорос на восточном берегу Босфора и контролируют выход в Чёрное Море, а с ней и всю торговлю и это прямо под носом у Константинополя.  22 мая 1453 года Константинополь пал, Византии не стало и турецкий султан Meхмед II въехал в Константинополь победителем.

За пять веков до этого в X веке Русь приняла Христианство, которое к нам пришло благодаря контактам и торговле по устью Днепра и Чёрного Моря с Византией. Вместе с христианством пришла на Русь и вся православная культура: иконопись, архитектура, греческий алфавит и, конечно, правила христианского облачения и православный эталон христианской моды.
Велико
было это просвещение и оно сопровождалось канонами и в одежде - неотделимой частью просвещения. Так например, Магелон Туссен-Самат (Maguelonne Toussaint-Samat) французский историк и писатель отметила в своей книге об истории одежды, что: «Распространение христианской веры в Европе безусловно сопровождалось распространением одежды определённого типа, которое предназначалось для народа христианской веры, одного общества, одной веры и, соответственно, культуры, унаследованной от античной цивилизации». (Из книги: "История одежды-техническая и моральная"). Так в основу западной моды вошли более практичные римские туники, а в основу одежды Восточной Части – далматики. К льняным рубахам и портам русичей добавились новые объёмные и тяжёлые облачения.

Эстетический Образ Восточной Части Римской Империи_Pars Orientalis

Иллюстрация 4 - Слева-направо. 1). Протостратор Феодор Синадин со своей женой в придворном облачении, 1327–1342, XIV век. 2). Царь Константин и Царица Елена, Византия, 1478. 3) Схематичное описания византийских одежд Таблион, Палудаментум. 4).История византийских императоров, греческий манускрипт 811 - 1057 г. Ионны, Скилица. 5). Царица Феодора в плаще палудаментум и маниакис, Равенна, деталь мозаики Собора Святого Виталия, VI век. 6). Изображение византийского писателя Логофета Феодора Метохита, XIV век. 7). Царь Никифор II Фокий, X век. 8 ). Царица Зо́я Порфироро́дная — самодержавная византийская императрица, дочь императора Константина VIII, супруга трёх византийских императоров Романа III Аргира, Михаила IV Пафлагона, Константина IX Мономаха, взошедших на престол благодаря браку с ней, X и XI век.  9). Царица Феодора Кантакузина XIV век. 10). «Роман об Александре». Византия, XIV в.

Сегодня, путешествуя, любой россиянин невольно отметит этот Раздел в Эстетике, эту невидимую грань, как бы не пытались смешать все карты и перетасовать колоду многочисленные рукодельные проекты и стратегии геополитики. Этот раздел идёт с незапамятных времён и всегда нам будет казаться роднее и ближе регионы Балканского полуострова, Малой Азии и Северно-Восточной части африканского континента. Это ныне такие страны, как Армения, Болгария, Венгрия, Греция, Грузия, Египет, Сербия, Словакия, Турция, Эфиопия. Ведь культура их идёт от Восточной Части Древней Ромеи, Восточной Части Римской Империи.

Недавно озвученные запреты на ношение никабов у меня вызвали опасение. Как мы видим из исторических примеров, это своеобразный сигнал. Воля на запрет происходит в момент ощущения своей слабости и страха перед другим. Кстати сказать, в самом Константинополе, куда стекались купцы из всей Европы и Азии, и речи не могло быть о запретах одеваться в другие одежды. Совершенно напротив все были только рады облачиться в византийское платье, поверх одеть кафтан и подпоясаться - такова была сила этой культуры! Путешественники, купцы, миссионеры и художники спешили себя запечатлеть на константинопольский лад (Жан-Батист Тавернье, Лиотар, Пол Кле), и эта мода жила ещё долго даже после падения Константинополя вплоть до начала ХХ-го века, того самого момента, когда 28 марта 1930 года новое светское государство Мустафы Кемаля Ататюрка приняло решение переименовать столь ненавистный для Западного мира Константинополь в Стамбул. Английский флот стоял в Босфоре. Произошла смена вывески на вратах Царьграда.  

Глава РПЦ заявил на заседании Бюро президиума Всемирного русского народного собора 31.10.2024: "У Россиян сбился культурный код, потому что они смотрят «увеселительные шоу» вместо чтения новостей о боевых действиях". Значит дело именно в нас самих и в том, что мы транслируем внешнему миру.

Тема одежды крайне важна, это своеобразный индикатор общества. Исторические примеры доказывают, что одежда безошибочно показывает о чём думает общество и чем живёт. Одежда — это материя, которую мы создаём, чтобы она нас преобразила. Но где эта материя, которую мы создаём? И создаём ли мы её сегодня? Из чего сегодня сделана наша одежда? Что мы шьём и что мы выражаем своей одеждой? Если мы считаем себя наследниками Византии, что осталось в нашей одежде от Византии? В чём наша духовность и как мы её транслируем своим видом? -  Всё это крайне неудобные вопросы, но лучше рано, чем поздно на них найти ответ. Иначе даже не стоит торопиться.

#Россиинужносрочнопереодеваться #Мыхотимвсехпереодеть #ParsOccidentalis  #ParsOrientalis  #Ромеи  #Ромея #Далматика изантийскийДалматик екаб #ТеорияМоды  #НовоеЛитературноеОбозрение #ХристианскаяОдежда #Феодора #брюкибрэ #braies